ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

302021, г. Орёл, пл. Ленина, д. 1. Тел.: (4862) 47-54-71, факс: (4862) 41-88-97 Версия для печати

Доклад для заседания круглого стола

«Муниципальные выборы в Орловской области: итоги и уроки»

Зал Ученого совета ОРАГС

5 апреля 2011 года, 14.00

 

Роль средств массовой информации в избирательном процессе. Итоги единого дня голосования - 13 марта 2011 года.

 

Весенняя избирательная кампания 2011 года – одна из самых масштабных и ярких.

Во-первых, это связано с тем, что 13 марта состоялись выборы разных уровней в 74 регионах Российской Федерации.

Во-вторых, они стали последними перед федеральной кампанией, а, значит, оказались своеобразным смотром, экзаменом, в котором все политические игроки и партии приложили максимум усилий, чтобы добиться хорошего результата и задела на будущее.

В-третьих, жёсткость кампании заключалась в настроении общества. Последние несколько месяцев наблюдался рост тарифов и мировой продовольственный кризис, поднялись цены на продукты. Все это привело к ухудшению общественного самочувствия и позволило партиям разыгрывать эту карту в предвыборной программе по-своему.

Важным элементом в проведении демократических выборов сегодня являются средства массовой информации. Как отметил Президент Дмитрий Медведев: «В современном мире средства массовой информации играют исключительную роль. Их профессионализм, независимость и технологическая оснащенность - во многом определяют развитие государства, уровень демократии и свободы в обществе. И конечно - содействуют укреплению гражданского мира и согласия».

Время выборов – серьезное испытание, как для населения области, так и для средств массовой информации.

Главное требование к информационной деятельности по закону таково, чтобы она велась средствами массовой информации свободно, но была объективной, достоверной, равной, т.е. информационная деятельность должна быть сбалансированной. На всех стадиях избирательного процесса выдержать экзамен «на демократизм» можно лишь при условии строгой гражданской позиции СМИ в сочетании с высокой гражданственностью избирателей. СМИ тем самым являют одну из важнейших своих значений - быть инструментом социального контроля в обществе, вынося на суд общественного мнения все то, что требует изменения во взглядах людей и соответствующей реакции властных институтов.

Избирательное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ в период выборов, значительно усложнилось и детализиро­валось, в отдельных случаях не в пользу СМИ. Чтобы максимально подковать средства массовой информации с правовой точки зрения Аппаратом Губернатора и Правительства Орловской области совместно с областной и городской избирательными комиссиями, управлением Роскомнадзора по Орловской области был проведен семинар для руководителей СМИ по вопросам соблюдения избирательного законодательства. Также ряд руководителей районных печатных изданий прошли дистанционные курсы обучения, проводимые ВЦИК.

Но надо констатировать, что и после этого уже на практике у редакторов газет оставались некоторые вопросы, например, такие как:

Согласно закону бесплатная печатная площадь должна быть распределена между всеми зарегистрированными кандидатами. Как быть если зарегистрированных кандидатов более двухсот, и размер агитационной печатной площади для каждого получается слишком мал, и нереален для какой-либо агитации?

Или такой вопрос: Если на агитационный период у кандидата выпадает день рождения и его захочет кто-то поздравить (это обычная платная услуга редакции), как быть в таком случае? Будет ли это считаться предвыборной агитацией?

Подобные вопросы решались в рабочем порядке с ТИКами и Облизбиркомом. И спасибо им большое, что были в постоянном контакте с главными редакторами.

СМИ являются не единственным источником информации для избирателей. Однако в мире, который живет под влиянием СМИ и телекоммуникаций, именно эти средства все в большей степени определяют политическую повестку дня везде, даже в странах с более низким уровнем развития техники.

Информационное пространство Орловской области стало важнейшим полем для битвы за активность и голоса электората в период предвыборной кампании. Его состояние в канун выборов 2011 года претерпело существенные изменения. Так, по сведениям управления Роскомнадзора по Орловской области, сегодня на учете состоит 212 СМИ, в том числе 147 печатных. С начала 2010 года в Орловской области зарегистрировано 50 новых СМИ, снято с учета 16.

Желание участвовать в предвыборной агитации высказали все районные газеты, где проходили кампании; партийные издания: «Мы за справедливость», «Время орловское», Орловская искра», а также «Орловская городская газета», «Неделя в Орле», «Орловский меридиан», «Орловская среда». Из телерадиокомпаний в предвыборной агитации приняли участие ТРК «Истоки». Довольно ярко, особенно на финальном этапе, была освещена предвыборная кампания в 28 электронных СМИ и блогах. Можно сколько угодно критиковать «блогосферу» и электронные версии газет за «нигилизм» и радикализм оценок, использование правового вакуума ФЗ «О средствах массовой информации», где пока нет четкого определения, что такое «сетевое издание», «периодичность публикации - обновления» и не прописаны прочие неотъемлемые признаки периодической печати, выходящей в электронном виде, но нельзя не признать, что с каждым годом их влияние на формирование общественного мнения и политическое сознание общества растет. Последние выборы это наглядно продемонстрировали. Однако пока из-за отсутствия Интернета во всех домах и учитывая некий консерватизм, которому подвержен орловский избиратель, выборы проигрываются и выигрываются на полях традиционных СМИ.

Надо сказать, что в 2011 году грязной борьбы на страницах прессы избежать удалось. Из 6905 сообщений и видеороликов, размещенных в СМИ, около 6570 – модульная реклама, предоставленная государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями (районные газеты и «Орловская городская газета») на бесплатной основе всем кандидатам в соответствии с Законом Орловской области «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Исходя из них общий объём печатной площади, предоставляемой редакцией муниципального периодического печатного издания безвозмездно, делится на общее число зарегистрированных кандидатов, имеющих право на бесплатную печатную площадь, в данном муниципальном периодическом издании. Каждый кандидат по-своему распорядился площадью, но в 93% случаев это был модуль с основными программными тезисами, фотографией кандидата, логотипом партии.

Если говорить в общих чертах о материалах, которые вышли на страницах орловской прессы, то их можно разделить на три типа.

Редакционное освещение событий.

Этот тип освещения присутствовал во всех СМИ. В 133 материалах журналисты раскрыли информацию о выборах: ходе подготовки к ним, результаты опросов общественного мнения, комментарии представителей областной избирательной комиссии и Муниципальной избирательной комиссии города Орла, а также общественных деятелей, результаты выборов и их анализ. Все они размещались в соответствии с нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ: исключительно отдельными информационными блоками, без комментариев. В них не отдавалось предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению.

Такого рода информационная кампания помогла привлечь внимание разных слоев населения к единому дню голосования и повысила явку на избирательные участки.

Освещение при прямом доступе кандидата к СМИ.

Такой тип материалов превалировал в партийных СМИ и подконтрольных (учрежденных) самим кандидатом. На страницах прессы вышло более 147 материалов. Это были и дебаты кандидатов и интервью в формате круглого стола, которые становятся все более популярными, и очерки. Нередко подобные остро критические материалы заканчивались обращением к прокуратуре «считать опубликованный материал заявлением в прокуратуру», что могло произвести впечатление и на читателя, и на избирателя.

Были публикации, в которых журналисты пытались преподнести кандидата с лучших сторон:

- показывали его победителем трудностей, человеком, который умеет работать;

- демонстрировали, что его оценки происходящих событий близки основным группам избирателей;

- отмечали его готовность к благотворительности, к оказанию помощи малоимущим.

В качестве верных помощников для достижения наиболее значимого результата они использовали различные информационные поводы, которые зачастую создавали сами:

- поздравления с праздниками;

- искусственное завышение статуса кандидата; (портрет и ударное высказывание кандидата публиковали на одной полосе с портретом какого-нибудь известного политика);

- легенда о кандидате (когда он кому-то помог и теперь его за это благодарят);

- подмена общественного мнения своим или своей партии по какому-нибудь общественно-важному вопросу.

Особая ставка в этой предвыборной гонке была сделана на социально важные и острые вопросы: ЖКХ (повышение тарифов, капитальный ремонт домов), оплата труда работников здравоохранения и образования, проблемы занятости населения.

Скрытое информирование и просвещение избирателей.

К этому типу можно отнести публикации так называемой «скрытой рекламы» той или иной партии, а также кандидатов. В 55 материалах орловских СМИ были раскрыты проблемы ЖКХ, здравоохранения и многие другие. Через их призму, кандидаты и партии (не называя себя) продвигали свои программы, предлагали пути решения, а иногда опосредованно критиковали своих соперников. Такие материалы создавали образ непредвзятости, однако выполняли четкую цель – привлечения избирателя на свою сторону.

Для победы на выборах все кандидаты и партии выбрали разные стратегии. Особенно ярко это отразилось на партийной прессе.

Самой популярной стала стратегия большого события. Благодаря крупным проектам, которые партии реализовывали на протяжении долгого времени и известным людям, которые поддерживают их идеологию, для СМИ было создано большое количество интересных и неординарных информационных поводов. В рамках стратегии в орловских СМИ было опубликовано около 110 материалов.

Второй по популярности стратегией можно назвать стратегию социального прорыва. Она заключается в использовании для создания информационного повода каких-то нескольких социально значимых для конкретного региона проблем и освещение их с самого начала кампании. В предвыборной агитации региона разными партиями были подняты и развиты несколько тем настолько, что они превратились в некий брэнд партий. Основной смысл такой тактики - достижение массовой узнаваемости образа, провоцирование оппонентов на ответные действия или дискуссию.

Какую бы стратегию не выбрали кандидаты и партии главное, чтобы они действовали в рамках закона. Единый день голосования 2011 года показал высокий профессиональный уровень орловских средств массовой информации, которые научились работать в рамках закона. В данном случае речь идет о соблюдении трех взаимосвязанных пакетов прав:

- права избирателей на то, чтобы делать выбор на основании полноты информации;

- права кандидатов на то, чтобы довести до сведения избирателей свою политику;

- права СМИ предоставлять сообщения по вопросам, имеющим общественный интерес, а также излагать свою точку зрения.

Конечно, эти права в своей основе являющиеся аспектами права на свободу выражения мнений, которое гарантируется Статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, применяются в любое время, а не только в выборный период. Но именно в ходе избирательной кампании степень уважения свободы СМИ и обеспечение плюрализма точек зрения может явиться довольно точным индикатором степени уважения свободы выражения мнений вообще, что само по себе является необходимой предпосылкой для функционирования демократии.

 

Управление пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области